Работа в архиве
Архив и библиотека расположены в помещении администрации арт-центра «Пушкинская-10» (Лиговский проспект, 53, корпус B, 2 этаж) и открыты для посещения по средам с 12 до 20 часов, но мы очень просим вас договариваться о посещении заранее.
Email: archive@p-10.ru
Если вы напишете, какая тема вас интересует, мы попробуем подобрать подходящие материалы и литературу из наших фондов. База данных архива не отражает полного состава фондов и находится в стадии активной доработки и пополнения.
Об архиве
Объединенные архивы арт-центра «Пушкинская-10» — это уникальное собрание цифровых и аналоговых материалов, которые охватывают более сорока лет художественной жизни в Ленинграда — Санкт-Петербурге, с конца 1970-х годов по нынешнее время, а также одноименная база данных, сформированная на основании детального описания этих источников.
«Советская» часть архива включает фонды ключевых художественных самоорганизаций Ленинграда, в первую очередь — Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), уникального «профсоюза» художников, не входивших в официальные советские институции. Институциональный фонд ТЭИИ отражает период перестроечной бури и натиска «второй культуры» — в архиве хранятся проекты уставов, переписка с органами власти, полемические статьи и выступления, материалы групповых выставок, неизменно становившихся событиями в культурной жизни Ленинграда 1980-х годов.
Поскольку участники и руководители ТЭИИ активно поддерживали связи с большинством акторов ленинградской неофициальной культуры, в архив входят также документы из истории художественного и литературного самиздата. Особую ценность представляет фонд афиш и обширное собрание слайдов и фотографий, документирующих позднесоветский художественный процесс.
В 1990-е годы сквот художников и музыкантов, а затем центр современного искусства на Пушкинской улице предоставил площадки для многих галерей и объединений, без которых сегодня невозможно представить историю не только петербургского, но и, шире, российского искусства последних десятилетий. Фонды архива содержат документы, связанные с историей российского медиа-арта («Галереи-21», «Кибер-Фемин-Клуба» и «Техно-арт-центра» и др.); материалы «Новой академии изящных искусств» Тимура Новикова, «Галереи 103» и других инициатив, действовавших на «Пушкинской», а также «Петербургского Архива и Библиотеки Неофициального искусства», которому в определенной мере наследует существующий архив.
Институциональный архив Товарищества «Свободная культура» — преемника ТЭИИ в новой России и учредителя арт-центра — представляет уникальный материал для исследований постсоветской художественной самоорганизации. В разное время в товарищество входили представители нескольких поколений российской художественной среды; персональные фонды художников — членов товарищества и «попутчиков» — также открывают широкие возможности для исследований.
Основанный в 1998 году, уже на «новой Пушкинской», Музей нонконформистского искусства с самого начала уделял большое внимание поддержанию преемственности между ленинградским андеграундом и новым российским искусством. Сегодня фонд МНИ, один из самых обширных в архиве, охватывает хронику более чем четырехсот проектов, реализованных за два десятилетия — в документах, эфемерах, каталогах и фотографиях.
Библиотека архива содержит более полутора тысяч томов, в том числе редких малотиражных каталогов, художественной литературы, поэзии, изданий, посвященных истории и теории неофициального и современного искусства, некоторые образцы книги художника. Фонд периодики, насчитывающий более тысячи газетных и журнальных публикаций с конца 1980-х по 2010-е годы, составляет объемную картину рецепции позднесоветского и постсоветского искусства, позволяет проследить пути формирования языка, на котором во многом и сегодня говорят о феномене петербургского искусства.
Все еще ждут своих исследователей обширные цифровые фонды, а также уникальный архив видеозаписей, включающий документации выставок и перформансов, художественного быта «Пушкинской-10».
Фонды Объединенных архивов арт-центра «Пушкинская-10» охватывают весь спектр петербургского искусства последних десятилетий и выходят за пределы городской локальности, дают возможность исследовать обширную, сложно переплетенную сеть акторов и источников, формировавшую тот образ коллективной творческой утопии, который и сегодня привлекает внимание к арт-центру.